Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал:
строчный:
1.7
2
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X

Архивный отдел

Архивным отделом Администрации города Горно-Алтайска подготовлена фотодокументальная выставка, посвященная Дню города Горно-Алтайска, его истории со дня основания, когда первые поселенцы вступили на территорию Улалы (ныне – Горно-Алтайск). Выставка экспонируется под названием «От села до города: Улалу, Ойрот-Тура, Горно-Алтайск» на 5 стендах, один из которых главный - панорамы Улалы, Ойрот-Туры, Горно-Алтайска.

На первых двух стендах отражена история зарождения села Улалу, а именно документальные источники, в которых имеются факты, позволяющие говорить о дате возникновения с.Улалу:
- автобиографическая повесть «Житие Чевалкова» Михаила Васильевича Чевалкова, написанная им в 1860 году, в которой он сообщает, что родители переехали в Улалу, когда ему было 7 лет. К сожалению, в автобиографической повести М.В. Чевалков не указал дату своего рождения.
- архивная справка Государственного архива Томской области, где зафиксировано, что в документах фонда 170 «Томская консистория» имеется ведомость самостоятельной церкви Чолушманского отделения Алтайской духовной миссии за 1886г.», где содержатся сведения о возрасте миссионера священника Михаила Васильевича Чевалкова. Согласно этой Ведомости ему в 1886г. было 69 лет. Значит, дата его рождения 1817 год (Ф.170, оп.1, д.1526, л.55).
Если он родился в 1817г., переезд их состоялся в 1824 году. Далее в повести он сообщает: «С нами в Улале было четыре семьи. На второй год, после нашего переезда в Улалу, из Бийска переехала семья мещанина. У него было три сына, младшего звали – Яков» (с.15).
- другое опубликованное издание «Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии, священника Василия Вербицкого за 1860 год» (М., 1861), где написано: «первый выезд о. арх.Макария из Бийска был 4 сентября 1830 года в улус Улалу, в 100 верстах от Бийска к юго-востоку, по приглашению одного крещенного инородца, улалинского жителя, куда он и прибыл 6-го числа, и крестил татарина Елеску, 17 лет. Отец архимандрит Макарий сообразил, что Улалу есть самое удобное место для учреждения главного пункта миссии, и на зиму хотел было переселиться, но не мог иметь квартиры. В то время здесь жили три русских пчеловода, 4 семейства крещенных инородцев и семейств до 15-ти некрещеных телеут…
Весною, в мае 1831 года о.арх. Макарий переселился в Улалу, купив здесь избу у одного русского пчеловода. Но тьма неохотно уступает свету: улалинские идолопоклонники, не терпя света слова божьего, задумали скочевать в Кузнецкий округ. Тогда мудрый служитель слова, желая приобресть их Христу, на время удалился от них в Майму (8 вёрст)». (Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии, священника Василия Вербицкого за 1860 год. М., 1861, с.5-6).
«В 1834 году, когда большая часть улалинцев крестилась, он (Макарий) обратно переселился к ним в Улалу; впрочем по временам жил и в Майме» (с.7).
Таким образом, сведения, которыми мы располагаем сегодня, дают самую раннюю дату 1824 год – год переезда родителей Михаила Чевалкова (Киприяна) в Улалу. Следует отметить, что в 1824г. населенный пункт Улалу уже существовал.
- документы (переписка) за 1894г. о переименовании села Улалинского в посад или местечко (ГАТО, Ф.3, оп.4, д.2449, л.6).
- статья доктора исторических наук Н.С. Модорова «В прошении отказать…»
- высказывания о селе Улалу Сапожникова Василия Васильевича – научного экспедитора Алтая, описав подробно растительность и флору Алтая.
- развитие промышленности, информация о количестве цехов, домов, общественных зданий.
- протокол №45 от 27.02.1928г., когда село Улалу преобразовано в город Улала.
Остальные два стенда посвящены Ойрот-Туре и Горно-Алтайску, где отражены фотодокументальные материалы, относящиеся в тому или иному временному периоду.