Власть / Административная ответственность за незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации
Административная ответственность за незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации
27 июня 2016
В условиях увеличения числа трудовых мигрантов, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках трудоустройства, особое значение приобретает административная ответственность за незаконное осуществление иностранным гражданином, лицом без гражданства (далее – иностранный гражданин) трудовой деятельности в Российской Федерации.
В части 1 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) закреплено, что иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Порядок осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации детально урегулирован федеральным законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных этим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Большая часть иностранных граждан прибывает на территорию Республики Алтай с целью работа в порядке, не требующем получения визы, следовательно, для осуществления трудовой деятельности такие иностранные граждане обязаны оформить патент. Исключение составляют граждане государств – членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан), которые могут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без оформления патента в течение всего срока пребывания (90 из каждых 180 суток) при отметке «работа» в миграционной карте и более 90 суток при заключении трудового (гражданско-правового) договора.
Срок обращения за выдачей патента установлен частью 2 статьи 13.3. Федерального закона и составляет 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию. Нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента влечет привлечение к административной ответственности по статьи 18.20 КоАП РФ и наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с Федеральным законом.
Также при наличии разрешения на работу или патента иностранному гражданину следует учитывать тот факт, что осуществлять трудовую деятельность он может только в том субъекте Российской Федерации и только по той специальности, которые указаны в разрешении на работу или патенте.
Осуществление иностранным работником трудовой деятельности без патента либо по специальности, отличной от указанной в патенте (за исключением граждан государств – членов Евразийского экономического союза), а также осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, является основанием привлечения иностранного гражданина к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ, а его работодателя по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Сумму административного штрафа по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ составляет на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
При этом важно отметить следующее: статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только на основании непосредственного заключения трудового договора между работником и работодателем, но также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, работодатель должен проявлять должную осмотрительность и на этапе фактического допуска работника к выполнению своих трудовых обязанностей, обязан проверить наличие соответствующего разрешения на работу или патента, специальность.
Неуведомление или нарушение установленного порядка уведомления влечет привлечение к административной ответственности работодателя по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении каждого трудоустроенного с нарушением федерального законодательства иностранного гражданина.
Нарушение части 1 статьи 18.10 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ, (часть 3 этой статьи) влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Примечание к статье 18.10 КоАП РФ гласит, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 этой статьи, то есть за повторное в течение одного года совершение такого административного правонарушения. Данное примечание обусловлено большим количеством нарушений иностранными гражданами данной статьи, а также неисполнением ими требований самостоятельного выезда из Российской Федерации.