Вы подарили своему ребёнку велосипед - новенькую машину с блестящим рулём и спицами. Сколько восторгов и планов рождает обычно такой подарок! Что следует за этим радостным событием? Родители тратят несколько дней на то, чтобы научить сына или дочь держаться в седле. Если ребёнок уже овладел навыками езды на более скромном двухколёсном велосипеде, то забота о юном велосипедисте и вовсе сводится к профилактическому осмотру и ремонту машины.
Между тем статистика показывает, что велосипедисты в десять раз чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем автомобилисты. И немудрено: велосипед - самый неустойчивый и опасный из всех видов транспорта. Велосипед, как и автомашину, нельзя сразу остановить. Тормозной путь у велосипеда даже длиннее, чем у автомобиля, значит и опасная зона у него больше. Кроме того, каждая выбоина или неровность на дороге может вывести велосипедиста из равновесия. Поэтому езда на велосипеде требует не просто некоторого навыка, а большого умения.
Для овладения ездой на велосипеде нужно, прежде всего, научиться удерживать равновесие. Одним детям это даётся легче, другим приходится изрядно потренироваться. А научившись этому, ребёнок видит: чем быстрее он едет, тем легче ему сохранить равновесие - скорость как бы помогает удерживать машину в устойчивом положении. Стоит сбавить скорость, как велосипед начинает «вилять», и чтоб не упасть, надо поворачивать руль то влево, то вправо, быстро меняя направление движения. Отсюда и главная трудность в вождении велосипеда - ехать медленно намного труднее, чем быстро. Умение держаться в седле, когда машина еле-еле движется, потребует упорной тренировки.
Родители должны позаботиться о том, чтобы ребёнок, который сел на велосипед, понимал, что это машина опасная. Нередко даже катание по двору кончается столкновением лихих велосипедистов, наездами на малышей, случайно оказавшихся на пути. Надо постоянно напоминать ребёнку, что катание требует осторожности и осмотрительности. Подрос ребёнок, и его манит проезжая дороги - она так хорошо ложится под колеса велосипеда. Если бы не машины, мчащиеся по ней! Поэтому правила дорожного движения запрещают выезд на проезжую часть детям моложе 14 лет. К сожалению, не все этого правила придерживаются.
А если вашему ребёнку уже четырнадцать? Перед тем, как отправиться в путь, надо обязательно убедиться в исправности машины. Вместе с юным велосипедистом тщательно проверьте те узлы и детали, от которых во многом зависит безопасность движения, прежде всего тормоза, работа которых должна быть безотказной. Исправный звонок, фары, отражатели - это тоже не мелочи. Неплохо иметь на руле и зеркало заднего вида. Движение на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более одного метра от правого края проезжей части. Выезжать влево на большее расстояние можно лишь для объезда стоящего у обочины автомобиля или для обгона, медленно двигающегося гужевого транспорта, дорожного катка и т. д. При этом надо убедиться, что нет машин ни сзади, ни идущих навстречу.
Прежде чем свернуть с дороги вправо, велосипедист должен дать предупредительный сигнал - поднять правую руку заблаговременно, за 30-40 метров до поворота, и держать её до завершения маневра.
Надо сказать, что правила в некоторых случаях разрешают левый поворот, но позволить его себе может лишь очень опытный велосипедист. Подростку же лучше спрыгнуть с велосипеда и, держа его за руль, пересечь дорогу вместе с пешеходами.
К сожалению, не все родители понимают, что велосипед – игрушка опасная, а ребенок, как бы ни были родители уверены в его безупречной езде, не имеет представления о дорожном движении, и теряясь в интенсивном потоке, как правило, попадает под колеса автомобилей, получая серьезные травмы. Лето заканчивается на больничной койке или долгим сиденьем дома в гипсе. За июнь 2015 года в г.Горно-Алтайске пострадали два ребенка-велосипедиста 2004 и 2006 года рождения, и один водитель мопеда. В связи с этим Госавтоинспекция города просит родителей контролировать досуг своих детей, и объяснять им, что для катания детей на велосипеде есть специально отведенные места, а не проезжая часть дороги, которая таит в себе неожиданные для них опасности, которые заканчиваются дорожными происшествиями.