Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал:
строчный:
1.7
2
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X

Административная и уголовная ответственность за незаконное предоставление иностранному гражданину жилого помещения

 
Административная и уголовная ответственность за незаконное предоставление иностранному гражданину жилого помещения
27 июня 2016

Меры административного принуждения играют важную роль в предотвращении, пресечении нелегальной миграции и привлечении виновных к ответственности. Приоритетным направлением в деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, является миграционный контроль, включающий в себя реализацию мер по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, контроль за пребыванием и проживаем иностранных граждан и лиц без гражданства, контроль и надзор за соблюдением работодателями правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Согласно статье 24 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные составы административных правонарушений установлены статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принимающая сторона привлекается к административной ответственности в случае, если: не выполнила обязанности, связанные с оформлением документов, на право пребывания, проживания, передвижения, выезда иностранного гражданина (ч. 1 ст. 18.9); не приняла меры по своевременному выезду за пределы РФ иностранного гражданина (ч. 2 ст. 18.9); предоставила жилое помещение незаконно (ч. 3 ст. 18.9); не уведомила орган миграционного учета о пребывании иностранного гражданина либо его убытии (ч. 4 ст. 18.9); предоставила об иностранном гражданине заведомо ложные сведения или подложные документы (ч. 2 ст. 19.27).
Наиболее часто граждане, выступающие принимающей стороной для иностранных граждан, совершают правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 3 и 4 статьи 18.9 КоАП РФ. 
По части 3 статьи 18.9 КоАП РФ принимающая сторона несет ответственность, если предоставила жилое помещение или транспортное средство либо оказала иные услуги иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящемуся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, иными словами – иностранному гражданину, находящемуся нелегально на территории Российской Федерации, с нарушением срока пребывания (после истечения срока пребывания). По сути, здесь наказывается любое содействие не легализовавшемуся в России иностранцу (за исключением услуг, которыми обеспечиваются его фундаментальные права, - например, медицинской помощи).
Состав части 4 статьи 18.9 КоАП РФ специально предназначен для принимающей стороны, не исполнившей обязанности в связи с осуществлением миграционного учета. Основные обязанности принимающей стороны установлены статьей 20 Федерального закона, в том числе предоставление не позднее 7 рабочих дней в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации, а также в случае если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.
Необходимо также иметь ввиду, что для разных категорий иностранных граждан федеральным законодательством установлены различные сроки их максимального пребывания на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с этим Федеральным законом. Пунктом 5 этой указанной статьи Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента.
Для иностранных граждан - трудящихся государств-участников договора об Евразийском экономическом союзе (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан) срок временного пребывания (проживания) на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Таким образом, заявленный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может меняться и принимающая сторона на основании части 2 статьи 9 Федерального закона и пункта 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении такого срока в течении 3 рабочих дней. В случае нарушения установленного срока – 
За указанные правонарушения КоАП РФ предусматривает назначение виновным наказаний в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отдельно следует указать на установленную федеральным законодателем уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. Статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за организацию незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации. Объективную сторону преступления составляют активные действия по организации незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Лицо, организующее незаконное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.
В заключении следует отметить необходимость знания требований федерального законодательства в сфере миграционного учета для граждан Российской Федерации, выступающих в качестве принимающей стороны для иностранных граждан. Соблюдение простых правил миграционного учета позволит избежать ошибок и, как следствие, административной ответственности в случае предоставления своего жилого помещения гражданам иного государства.


Обнаружив в тексте ошибку,
выделите ее и нажмите Ctrl + Enter