Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал:
строчный:
1.7
2
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X

История межрегионального праздника алтайского народа «Эл Ойын»

 
История межрегионального праздника алтайского народа «Эл Ойын»
29 июня 2016
История современного Эл-Ойына ведется с 1988 года. С этого времени в Республике Алтай раз в два года проводится праздник народных игр «Эл-Ойын» (в переводе с алтайского «всенародный праздник»). Проведение праздника стало возможным благодаря совместным усилиям Правительства Республики Алтай и общественных организаций. Неоценимо значение праздника в духовной и культурной жизни Республики, в укреплении и развитии национальных традиций. Он дает возможность почувствовать радость общения людям разных поколений, убеждений и национальностей.

 Корни этих игр уходят во времена древних скифов и гуннов, кочевников тюркских каганатов. В период праздника в древности прекращались междоусобицы, а вчерашние противники становились участниками своеобразных «олимпийских игр» Центральной Азии. Эл-Ойын, возродившийся как культурно-спортивное мероприятие, в последние годы приобретает глубинный этнический смысл, символизирует возврат к нравственным ценностям предков.

Эл-Ойын — кочующий праздник. В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали кочевую жизнь. Каждый раз соревнования проводятся в разных селах Горного Алтая.

Хозяевами праздника были:
1988 г. — село Ело Онгудайского района
1990 г. — село Шыргайты Шебалинского района
1993 г. — село Кырлык Усть-Канского района
1995 г. — село Улаган Улаганского района,
1996 г. — село Боочи Онгудайского района
1998 г. — село Корумду Усть-Коксинского района
2000 г. — село Кош-Агач Кош-Агачского района
2002 г. — село Катунь Чемальского района
2004 г. — село Кебезень Турочакского района

Всенародный праздник алтайцев — Эл-Ойын с 2006 года на продолжительное время вернулся в Онгудайский район. В этом районе 260 лет назад 12 алтайских зайсанов составили письмо императрице Елизавете с просьбой принять в подданство Российской империи малочисленный алтайский народ, которому тогда грозило полное уничтожение со стороны китайских захватчиков. 2 мая 1756 года вышел Указ Елизаветы Петровны, повелевшей «не отказать зенгорским зайсанам, желающим быть в подданстве ее императорского величества».

На праздник собираются тысячи участников и зрителей со всего Алтая, специально на мероприятия прибывают делегации из Монголии, Тывы, Хакасии, Казахстана, съезжаются алтайцы из всех районов. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок.

В рамках праздника проводятся соревнования по борьбе Куреш, стрельбе из лука, конному и гиревому спорту, поднятию камней, соревнованию с плеткой — Камчи, набиванию очков ногами — Тебек, алтайским шашкам — Шатра и другие.

Устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма.

Особый интерес на празднике представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации. Блистают своим талантами мастера горлового пения, сказители — кайчи, виртуозы игры на шаманском бубне, комусе или топшуре.

Подготовлено по материалам Интернет-изданий

Обнаружив в тексте ошибку,
выделите ее и нажмите Ctrl + Enter